Эксперт Волгоградской Гуманитарной Академии профессиональной переподготовки специалистов социальной сферы, преподаватель педагогических дисциплин, преподаватель фортепиано, педагог дополнительного образования Надежда Анатольевна Проняева рассказала о том, какими качествами должен обладать современный педагог и почему требовательность и жесткость не являются помощниками в воспитании детей.
– Надежда, какие предметы Вы преподаете?
– Помимо музыки и смежных эстетических дисциплин, я также веду лекции, связанные с педагогической наукой, обучаю студентов игре на фортепиано и работаю концертмейстером. В данный момент я преподаю в ВУЗе на факультете искусств социальных и гуманитарных наук, в школе искусств и в Академии.
— Почему Вы решили стать педагогом?
— Я потомственный педагог. В моей семье все педагоги: прабабушки, прадедушки, дедушки, бабушки, родители, поэтому, я тоже выбрала этот путь. Но дело не только в семье. Ключевую роль сыграло мое желание работать с детьми и студентами, отдавать им свои знания, открывать новые перспективы для своих учеников и для себя. В этом и заключается суть педагогики.
— Как Вы думаете, в каком возрасте лучше всего учиться играть на инструменте?
— В любом. Я работаю в университете, и у нас обучаются люди от 18 до 50 лет, в сфере искусства это абсолютно нормально. У нас обучаются как молодые ребята, так и педагоги, которые не получили высшее образование, а только отучились в учреждениях среднего профессионального образования, но так как сейчас наличие высшего образования важно для получения социальной пенсии, некоторые вновь стали студентами. Сейчас освоить игру на музыкальном инструменте можно в любом возрасте. Самое главное – это найти своего педагога, с которым вам будет комфортно и интересно.
— Сложно ли сейчас обучать детей музыке?
— Сейчас увлечь детей гораздо сложнее. За последние 300 лет в музыке и в технологии ее преподавания ничего особенно не поменялось. Обучить ребенка 21-го века, при этом не отбить у него желание заниматься музыкой, крайне трудно. Поэтому мы, современные педагоги, пытаемся «осовременить» музыку, включать в программу новые технологии и постоянно повышать свою квалификацию, чтобы современным детям было интересно с нами.
— Какими качествами должен обладать педагог?
— Я считаю, что это должен быть баланс, грубо говоря, кнута и пряника, баланс жёсткости и гибкости, доброты. В работе с детьми крайне важно не отбить желание и не разрушить это желание чрезмерной требовательностью. Для себя я определила главное качество педагога: здоровый баланс требовательности. Порой важно уметь вовремя опустить слишком высокую планку и дать ребенку возможность раскрыться. И самое главное качество педагога – он должен быть психологом. Не просто преподавать с верой в свое правое дело, а в первую очередь – уметь видеть личность в своих подопечных.
Еще одно важное качество для педагога – это чувство юмора. Среда, в которой мы работаем, очень сильно изменилась, она стала сложнее, поэтому нужно уметь отпускать ситуацию и относится к чему-то проще и с юмором.
— Что бы Вы хотели сказать Слушателям нашей Академии?
— Прежде всего я хочу выразить признательность людям, которые уже поступили на наши программы и приступили к обучению, вы молодцы! С появлением дистанционного обучения учителям стало гораздо проще повышать свою квалификацию. В нашей Академии вы можете просматривать различные вебинары, выполнять практические задания в удобное для вас время.
И самое главное – не бойтесь! Даже если у вас что-то не получится с первого раза, значит, получится со второго, с третьего, но вы обязательно раскроете себя с новой стороны.
Программы, на которых Надежда Анатольевна является экспертом: