О качествах, которыми должен обладать будущий педагог, кто такой хороший учитель, и почему педагогу необходимо постоянно учиться, рассказала эксперт нашей Академии Лидия Коновалова.
— Как давно Вы работаете учителем?
— Я преподаю с 1996 года, с того момента как получила диплом, сразу устроилась в школу учителем химии и биологии. Параллельно преподавала в ЖД колледже химию будущим путейцам и бухгалтерам. С 2007 года перешла на работу в медицинский колледж преподавателем химии и биологии, с 2013 года стала методистом, часов стало меньше, но я и сейчас преподаю химию и занимаюсь репетиторством, готовлю школьников к ЕГЭ по химии.
— Почему Вы решили стать педагогом?
— Почему я решила стать педагогом – точно не знаю, но помню, что еще в детском саду я хотела стать воспитателем, потом это желание переросло в желание стать учителем. Сейчас у меня уже 26 лет педагогического стажа, и могу сказать, что в выборе профессии я не ошиблась. Мне нравится моя работа. Я надеюсь, это и есть мое предназначение – нести знания. Я люблю учиться, и мне всегда хочется поделиться своими знаниями. Главное, знать некую меру, чтобы не быть навязчивым.
— Какими качествами должен обладать будущий педагог?
— Педагоги такие же люди, как и все. Не думаю, что они должны обладать какими-то особыми качествами, потому что, какое качество ни назови, оно будет значимо и для других профессий, связанных с общением. Но, пожалуй, я бы выделила среди значимых качеств – способность поставить для себя некую планку требований, которые надо выполнять, иначе требовать от других чего-то, чему ты сам не соответствуешь, не очень правильно. Если ты хочешь быть учителем, учить других, то тебе самому надо все время учиться. Если ты от других требуешь дисциплины и ответственности, то надо и самому этому соответствовать. Конечно, у педагога также должно быть чувство юмора. Он должен уметь посмеяться и над собой, в том числе. Он не должен быть высокомерным.
Если человек решил стать педагогом, то ему необходимо стать примером для своих учеников во всем и учить их не только предмету (химии, биологии… и т. п.), но и справедливости, отношениям с людьми, взаимоуважению. Разумеется, учитель должен хорошо разбираться в тонкостях своего предмета, но учитель учит своим присутствием, своим внешним видом, своей манерой общаться с учениками. Не следует забывать о том, что работа учителя не ограничивается звонком с урока, ведь, чтобы урок прошел эффективно, к нему нужно готовиться, а подготовка занимает много времени.
— Что такое хороший учитель для Вас?
– Хороший учитель для меня – это тот, кто знает и любит свой предмет, постоянно повышает свой уровень знаний и умеет видеть индивидуальность в каждом ученике. Хороший педагог дает понимание, что ученик ему небезразличен как личность, он следит за его успехами, заинтересован в них, поддерживает и помогает учиться, радуется, если все получается. Хороший педагог – это авторитет для ученика.
Совет от Лидии Викторовны для Слушателей
При обучении важно осваивать учебные материалы – не только прикрепленные лекции и вебинары, но и дополнительные источники информации, самостоятельно выполнять практические задания, решать задачи, приобретать навыки, то есть поступать так, как вы бы хотели, чтобы делали ваши будущие ученики.
Лидия Викторовна постоянно развивается и следит за развитием системы образования, внедряет новые технологии в свои уроки и делится полезной информацией с коллегами и учениками на своем сайте и Ютьюб-канале.
Программы, на которых Лидия Викторовна выступает в качестве эксперта, вы можете найти здесь.