В статье объясним, почему задержка психического развития может возникнуть у ребенка, какие симптомы характерны для детей с ЗПР и как корректируют это нарушение.
Содержание статьи:
- Почему возникает ЗПР
- Признаки задержки психического развития у ребенка
- Как корректируют ЗПР
- Особенности воспитания детей с ЗПР
- Где учатся дети с задержкой психического развития
- Как пройти обучение на специалиста по работе с детьми с ЗПР
Почему возникает ЗПР
Существует множество причин.
Во-первых, появление этих нарушений может быть связано с наследственностью.
Во-вторых, ЗПР может быть следствием различных факторов в период беременности матери: например, если женщина перенесла травмы или инфекции или возникла внутренняя гипоксия плода. Недоношенность и родовая травма тоже могут повлиять на возникновение ЗПР.
Кроме того, на задержке развития могут сказаться вредные привычки матери во время беременности: употребление алкоголя или наркотических средств.
Если в первые годы жизни ребенок перенес тяжелые заболевания (например, грипп или желтуху), у него также может развиться ЗПР.
На появления нарушения влияют и различные социальные факторы: неблагоприятные условия и атмосфера дома, психотравмы.
Признаки задержки психического развития у ребенка
У детей с ЗПР наблюдаются следующие особенности:
- внимание кратковременное, дети с трудом сосредотачиваются на чем-либо и постоянно отвлекаются;
- им трудно анализировать информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- детям трудно запомнить информацию и сложно ее воспроизвести по памяти;
- их речь может быть несвязной, непонятной или вовсе отсутствовать.
Такие дети часто тревожны, стеснительны и предпочитают игры в одиночестве, потому что им сложно общаться со сверстниками. У них также может часто меняться настроение, и им сложно управлять своими эмоциями.
Как корректируют ЗПР
Индивидуальная программа коррекции создается на основе комплексного обследования и учета особенностей конкретного ребенка.
Для того чтобы коррекция была наиболее эффективна, применяется мультидисциплинарный подход. Он заключается в совместной работе сразу нескольких специалистов: педиатров, детских неврологов, психологов, психиатров, логопедов и дефектологов.
Особое внимание уделяется:
- развитию когнитивных способностей, таких как мышление, внимание, восприятие и память;
- коррекции речевых недостатков;
- развитию эмоциональной, моторной и сенсорной сферы.
В рамках коррекционной программы также применяются:
- медикаментозная терапия;
- физиотерапия;
- массаж;
- лечебная физкультура:
- различные методики, например, арт-терапия, логоритмика, иппотерапия.
Особенности воспитания детей с ЗПР
Детям с ЗПР нужно гораздо больше времени на усвоение информации, чем их сверстникам. Поэтому таким детям требуется больше внимания от родителей и педагогов.
Родителям детей с ЗПР рекомендуют придерживаться следующих правил:
1. Активное общение
Уделяйте много времени общению с ребенком, организовывайте совместные активности.
2. Соблюдение режима
Наладьте распорядок дня для ребенка и придерживайтесь его. Следите за питанием ребенка — важно, чтобы оно было сбалансированным и здоровым. Старайтесь много гулять на свежем воздухе и уделять время посильным физнагрузкам.
3. Отсутствие акцента на различиях
Не акцентируйте внимание на том, что ребенок в чем-то уступает сверстникам.
4. Коммуникация с другими детьми
Способствуйте общению ребенка с его ровесниками.
5. Обмен опытом
Общайтесь с родителями других детей с особыми потребностями для обмена опытом и поддержки.
6. Развивающие занятия
Занимайтесь с ребенком ежедневно, уделяя внимание развитию разнообразных навыков: моторных, сенсорных, когнитивных и речевых.
Где учатся дети с задержкой психического развития
Первый вариант — коррекционная школа. В таких школах классы небольшие, педагоги имеют специализированное образование, а обучение происходит по адаптированным программам. В хороших коррекционных школах педагоги умеют работать с детьми с особенностями и могут уделять им достаточно времени и внимания.
Второй вариант — общеобразовательная школа. Там ребенок будет обучаться по облегченной программе. Важно, чтобы учитель уделял ему время, не допускал буллинга и социальной изоляции ребенка с ЗПР.
Как пройти обучение на специалиста по работе с детьми с ЗПР
Если вы хотите:
- научиться проводить диагностику детей дошкольного и школьного возраста с особенностями,
- осуществлять коррекционную работу с детьми с учетом их индивидуальных потребностей и особенностей,
- понимать, как анализировать динамику и результаты работы,
то ждем вас в Академии!