«Трудными» обычно называют тех детей, чье поведение не вписывается в социальные нормы. Педагогом бывает сложно совладать с таким учеником, из-за чего между учителем и школьником могут возникать конфликты. В статье перечисляем возможные причины такого поведения ребенка, а также рассказываем, как педагогу общаться с учеником, если между ними произошел конфликт.
Содержание статьи:
- Почему подростки так себя ведут?
- Как работать, если в классе есть трудный подросток?
- Как общаться с подростком, если возник конфликт?
- Как научиться работать с трудными подростками?
Почему подростки так себя ведут?
Прежде чем начать работу с трудным ребенком, учителю нужно понять, почему школьник ведет себя не так, как другие дети. Может быть, у него проблемы дома или в отношениях с одноклассниками. Может быть, у ученика низкая самооценка или ему не хватает внимания. Возможно, подростку сложно дается учеба и он таким образом пытается компенсировать неудачи.
Чтобы выяснить, что происходит с ребенком, нужно присмотреться к его поведению, слушать, что он рассказывает, и наблюдать, как он общается с другими детьми. Это поможет понять, что вызывает «трудное» поведение школьника.
Как работать, если в классе есть трудный подросток?
Трудные подростки часто мешают проведению занятий, отвлекают одноклассников и срывают занятия. Вот несколько приемов, которые могут помочь успокоить ученика и наладить атмосферу в классе:
- Есть дети, которым не хватает внимания, поэтому на уроках они переключают внимание одноклассников с педагога на себя. Например, шумят, смешат других детей и мешают вести занятия. В такой ситуации учитель может сделать следующее — дать ребенку очень много внимания. К примеру, устраивать «время смеха» на каждом уроке. Пусть школьник выходит к доске и каждый урок в течение двух минут веселит одноклассников. Через некоторое время ему это наскучит, и он перестанет отвлекаться и отвлекать других на уроках.
- Нередка ситуация, когда дети начинают шуметь на уроке, совершенно не давая педагогу проводить урок. В этом случае педагогу стоит попробовать замолчать и ждать, пока все затихнут, а потом продолжить или даже начать вести урок заново. Дети сообразят: чтобы не слушать одно и то же много раз, нужно не шуметь.
- В классе часто бывают ученики, которые хулиганят. Например, на переменах разрисовывают доску или на уроках мастерят самолетики и запускают их за спиной у педагога. Можно попробовать направить энергию этих учеников в другое русло — похвалить за их способности и предложить им поучаствовать в чем-то полезном: украсить класс к Новому году, оформить стенгазету. Это поможет ребенку понять, что он может сделать что-то нужное и важное.
- С трудным учеником можно попробовать изменить свое поведение, например, не ругать, а подмечать то, что он делает хорошо. А в ситуациях, когда у него что-то не выходит, давать конструктивную обратную связь. Это покажет, что педагог положительно настроен к ученику и хочет ему помочь.
Как общаться с подростком, если возник конфликт?
Если конфликт между педагогом и учеником уже произошел, учителю очень важно постараться установить контакт с ребенком, поговорить с ним мягко, но честно. Школьник должен почувствовать, что педагог его уважает и они находятся на равных. Поэтому важно говорить как можно спокойнее, не реагировать на выпады ученика и не затрагивать две темы: разницу в возрасте между педагогом и учеником и воспитание подростка.
Педагогу необходимо продемонстрировать, что он точно такой же человек и ему тоже может быть неприятно и обидно. Можно прямо задать вопрос нахамившему ученику: «Ты понимаешь, что сказав мне вот эту вещь, ты мне сделал очень неприятно?».
Также педагогу важно показать, что он слышит и понимает подростка. Для этого можно спросить у ученика: «Давай я сейчас скажу, правильно ли я тебя понимаю, а ты ответишь, так это или нет?» или «Мне кажется, ты сейчас испытываешь вот такую эмоцию, верно?»
Иногда школьник замыкается и не хочет разговаривать, тогда учитель может предложить альтернативу разговору. Например, если ученик все время спорит, можно предложить ему поучаствовать в дебатах. А когда они состоятся, похвалить ребенка за участие и попробовать выйти на контакт еще раз.
Конечно, бывает и так, что разговоры не помогают. Тогда стоит обратиться к родителям. К сожалению, иногда общение с родителями не срабатывает, но в большинстве случаев этот способ может помочь. Ведь большинству родителей важно, чтобы с их ребенком было все было хорошо и у него не возникало проблем с одноклассниками и учителями.
Как научиться работать с трудными подростками?
Если вы хотите:
- узнать, как работать с трудными подростками;
- овладеть педагогическими и психологическими навыками, позволяющими проводить консультации и работать с такими детьми;
- научиться создавать интересную творческую среду, в которой трудные ученики могут раскрыть свой потенциал;
пройдите курсы профессиональной переподготовки.
Основы социальной работы вы можете изучить на онлайн-курсе: