00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Трудные подростки: рекомендации для педагогов

«Трудными» обычно называют тех детей, чье поведение не вписывается в социальные нормы. Педагогом бывает сложно совладать с таким учеником, из-за чего между учителем и школьником могут возникать конфликты. В статье перечисляем возможные причины такого поведения ребенка, а также рассказываем, как педагогу общаться с учеником, если между ними произошел конфликт.

Содержание статьи:

Трудные подростки: рекомендации для педагогов

Почему подростки так себя ведут?

Прежде чем начать работу с трудным ребенком, учителю нужно понять, почему школьник ведет себя не так, как другие дети. Может быть, у него проблемы дома или в отношениях с одноклассниками. Может быть, у ученика низкая самооценка или ему не хватает внимания. Возможно, подростку сложно дается учеба и он таким образом пытается компенсировать неудачи. 

Чтобы выяснить, что происходит с ребенком, нужно присмотреться к его поведению, слушать, что он рассказывает, и наблюдать, как он общается с другими детьми. Это поможет понять, что вызывает «трудное» поведение школьника.

Как работать, если в классе есть трудный подросток?

Трудные подростки часто мешают проведению занятий, отвлекают одноклассников и срывают занятия. Вот несколько приемов, которые могут помочь успокоить ученика и наладить атмосферу в классе:

  1. Есть дети, которым не хватает внимания, поэтому на уроках они переключают внимание одноклассников с педагога на себя. Например, шумят, смешат других детей и мешают вести занятия. В такой ситуации учитель может сделать следующее — дать ребенку очень много внимания. К примеру, устраивать «время смеха» на каждом уроке. Пусть школьник выходит к доске и каждый урок в течение двух минут веселит одноклассников. Через некоторое время ему это наскучит, и он перестанет отвлекаться и отвлекать других на уроках. 
  2. Нередка ситуация, когда дети начинают шуметь на уроке, совершенно не давая педагогу проводить урок. В этом случае педагогу стоит попробовать замолчать и ждать, пока все затихнут, а потом продолжить или даже начать вести урок заново. Дети сообразят: чтобы не слушать одно и то же много раз, нужно не шуметь.
  3. В классе часто бывают ученики, которые хулиганят. Например, на переменах разрисовывают доску или на уроках мастерят самолетики и запускают их за спиной у педагога. Можно попробовать направить энергию этих учеников в другое русло — похвалить за их способности и предложить им поучаствовать в чем-то полезном: украсить класс к Новому году, оформить стенгазету. Это поможет ребенку понять, что он может сделать что-то нужное и важное.
  4. С трудным учеником можно попробовать изменить свое поведение, например, не ругать, а подмечать то, что он делает хорошо. А в ситуациях, когда у него что-то не выходит, давать конструктивную обратную связь. Это покажет, что педагог положительно настроен к ученику и хочет ему помочь.

Как общаться с подростком, если возник конфликт?

Если конфликт между педагогом и учеником уже произошел, учителю очень важно постараться установить контакт с ребенком, поговорить с ним мягко, но честно. Школьник должен почувствовать, что педагог его уважает и они находятся на равных. Поэтому важно говорить как можно спокойнее, не реагировать на выпады ученика и не затрагивать две темы: разницу в возрасте между педагогом и учеником и воспитание подростка.

Педагогу необходимо продемонстрировать, что он точно такой же человек и ему тоже может быть неприятно и обидно. Можно прямо задать вопрос нахамившему ученику: «Ты понимаешь, что сказав мне вот эту вещь, ты мне сделал очень неприятно?».

Также педагогу важно показать, что он слышит и понимает подростка. Для этого можно спросить у ученика: «Давай я сейчас скажу, правильно ли я тебя понимаю, а ты ответишь, так это или нет?» или «Мне кажется, ты сейчас испытываешь вот такую эмоцию, верно?»

Иногда школьник замыкается и не хочет разговаривать, тогда учитель может предложить альтернативу разговору. Например, если ученик все время спорит, можно предложить ему поучаствовать в дебатах. А когда они состоятся, похвалить ребенка за участие и попробовать выйти на контакт еще раз.

Конечно, бывает и так, что разговоры не помогают. Тогда стоит обратиться к родителям. К сожалению, иногда общение с родителями не срабатывает, но в большинстве случаев этот способ может помочь. Ведь большинству родителей важно, чтобы с их ребенком было все было хорошо и у него не возникало проблем с одноклассниками и учителями.

Как научиться работать с трудными подростками?

Если вы хотите:

  • узнать, как работать с трудными подростками; 
  • овладеть педагогическими и психологическими навыками, позволяющими проводить консультации и работать с такими детьми;
  • научиться создавать интересную творческую среду, в которой трудные ученики могут раскрыть свой потенциал; 

пройдите курсы профессиональной переподготовки.

Основы социальной работы вы можете изучить на онлайн-курсе:

Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности в системе образования
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
11 300 руб
7 600 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 680+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.