Дисграфия — нарушение письменной речи, которое проявляется в виде устойчивых ошибок. При этом расстройство не связано с невнимательностью человека, ленью или интеллектуальными расстройствами.
Ребенок с дисграфией существенно отстает в речевом развитии, не может полноценно овладеть мелкой моторикой и с трудом различает буквы по написанию.
В статье рассмотрим основные аспекты дисграфии, ее причины, виды и методы коррекции.
Содержание статьи:
- О дисграфии
- Виды дисграфии
- Факторы развития дисграфии
- Диагностика дисграфии у детей и взрослых
- Коррекция дисграфии
- Кто работает с дисграфией
О дисграфии
В основе дисграфии лежит недоразвитие устной речи. У человека с этим расстройством наблюдается нарушение фонематического слуха, препятствующее овладению звуковым составом слов.
Проявления расстройства специфичны и не похожи на типичные ошибки при письме, которые возникают у других людей. Например, если ребенок не знает правил письма, то вместо «собака» напишет «сабака». А ученик с дисграфией может написать так: «сопака», «сбка» или «сокаба».
Для дисграфии характерны следующие симптомы:
- стойкие ошибки при письме под диктовку или при списывании;
- неуверенность при написании, частые остановки, перечитывания и исправления;
- сложности с обнаружением собственных ошибок;
- медленный темп письма по сравнению с другими детьми.
Виды дисграфии
По характеру ошибок
Ошибки на уровне буквы характерны для акустической, артикуляционно-акустической дисграфии. При акустическом типе нарушения человек путает схожие по звучанию («ш» и «ж») или сонорные («л» и «р») звуки.
Артикуляционно-акустическая форма проявляется в виде смешения звонких и глухих («б» и «п») согласных, а также шипящих и свистящих («ж» и «з»). Кроме того, ребенок может пропускать мягкий знак или путать гласные звуки.
При оптической дисграфии человек ошибается в написании схожих букв, плохо ориентируется на странице, выходит за границы строк, может зеркалить текст.
Ошибки на уровне слова и предложения характерны для аграмматического типа. Ребенок или взрослый искажает порядок слов (вместо «шелкового» пишет «шелкогово»), неправильно согласует род и число, пропускает слова в предложении.
По степени выраженности нарушения
Выделяют 3 стадии дисграфии — легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой форме у человека могут наблюдаться единичные нестойкие ошибки в виде замены, пропуска или перестановки букв, недописывания элементов. Несмотря на это, текст в целом будет понятен.
Человек со средней степенью расстройства искажает структуру слов или предложений, с трудом отграничивает языковые единицы, пишет отдельные слова (особенно, предлоги) слитно с другими частями речи.
При тяжелой степени дисграфии текст человека становится малопонятным и трудночитаемым. Ребенок или взрослый переставляет слова в предложении, путает слоги, пропускает или добавляет лишние буквы, не видит границы предложений.

Факторы развития дисграфии
Нарушение может быть приобретенным или врожденным.
Приобретенные факторы:
- черепно-мозговые травмы;
- инсульты;
- нейроинфекции;
- психологические травмы.
Врожденные факторы:
- осложнения во время беременности и родов;
- патологии ЦНС;
- расстройства аутистического спектра;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Кроме того, дисграфия может появиться у человека, который изучает новый язык или пытается научиться писать другой рукой. Это чаще всего относится к левшам.
Диагностика дисграфии у детей и взрослых
Диагностика включает в себя такие этапы:
- Сбор информации. Специалисты (логопеды, дефектологи) изучают медицинскую историю подопечного, беседуют с семьей, анализируют заключения других экспертов и учителей.
- Психологическое тестирование. Оно помогает определить уровень развития речи, фонематического слуха и восприятия, познавательной активности, навыков и приемов самоконтроля.
- Нейропсихологическое обследование. Специалисты оценивают когнитивные функции ребенка — внимание, память, моторику — и выявляют специфические нарушения.
- Педагогическая диагностика. Специалисты анализируют письменные работы ребенка и проводят консультации с родителями, учителями.
Методы диагностики дисграфии:
- наблюдение;
- беседы, описание сюжета по картинке и серии картинок;
- диктанты и переписывание предложений, текстов;
- фонематический анализ и синтез;
- двигательные тесты;
- оценка внимания и памяти.

Коррекция дисграфии
- Логопедические упражнения. Учитель-логопед развивает у ребенка навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического), улучшает лексико-грамматический строй речи и помогает подопечному научиться писать более грамотно.
- Физические упражнения для улучшения общей и мелкой моторики рук. В этом могут помочь различные приемы письма — например, с закрытыми глазами. Хорошие результаты показывает работа с песком или глиной.
- Использование специализированных интерактивных программ и приложений. Они будут полезны детям и взрослым. Это могут быть приложения для тренировки памяти, внимания или письма, визуальные игры, речевые тренинги с аудиоподсказками.
- Психологическая коррекция. Психолог поможет:
- развить неречевые психические функции (например, произвольное внимание и память);
- усовершенствовать основные учебные навыки;
- воспитать положительную мотивацию к учебе и стремление к самоконтролю;
- стабилизировать самооценку.
- Компенсаторные стратегии. Подойдут взрослым, которым важно добиться грамотной письменной речи в ближайшие сроки, например перед устройством на работу. Они могут использовать орфографические словари или компьютерные программы с функцией проверки правописания.
Кто работает с дисграфией
Проблемы с письменной речью в основном корректируют логопеды. Специалисты:
- составляют коррекционные индивидуально ориентированные программы в соответствии с возрастными и речевыми возможностями ребенка;
- формируют навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- помогают сделать почерк красивее;
- улучшают внимание, восприятие и речь.
Будущим учителям-логопедам подойдет программа профпереподготовки, на которой с нуля обучают работать с разными речевыми нарушениями. Она длится 5,5 месяцев.
На курсе вы освоите различные логопедические технологии, изучите особенности работы с детьми разных возрастов и многое другое.
Диплом о профпереподготовке позволит работать в организациях любого формата или вести частную практику.
На программе повышения квалификации для действующих учителей-логопедов вы всего за месяц узнаете, как диагностировать и исправлять дисграфию и дизорфографию.