Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Что такое дисграфия и как ее можно преодолеть

Дисграфия — нарушение письменной речи, которое проявляется в виде устойчивых ошибок. При этом расстройство не связано с невнимательностью человека, ленью или интеллектуальными расстройствами. 

Ребенок с дисграфией существенно отстает в речевом развитии, не может полноценно овладеть мелкой моторикой и с трудом различает буквы по написанию.

В статье рассмотрим основные аспекты дисграфии, ее причины, виды и методы коррекции.

Содержание статьи:

Что такое дисграфия и как ее можно преодолеть

О дисграфии

В основе дисграфии лежит недоразвитие устной речи. У человека с этим расстройством наблюдается нарушение фонематического слуха, препятствующее овладению звуковым составом слов.

Проявления расстройства специфичны и не похожи на типичные ошибки при письме, которые возникают у других людей. Например, если ребенок не знает правил письма, то вместо «собака» напишет «сабака». А ученик с дисграфией может написать так: «сопака», «сбка» или «сокаба».

Для дисграфии характерны следующие симптомы:

  • стойкие ошибки при письме под диктовку или при списывании;
  • неуверенность при написании, частые остановки, перечитывания и исправления;
  • сложности с обнаружением собственных ошибок;
  • медленный темп письма по сравнению с другими детьми.

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации» с дополнительной специализацией в области специальной психологии
1340 часов / 13 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
64 400 руб
55 100 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Виды дисграфии

По характеру ошибок

Ошибки на уровне буквы характерны для акустической, артикуляционно-акустической дисграфии. При акустическом типе нарушения человек путает схожие по звучанию («ш» и «ж») или сонорные («л» и «р») звуки. 

Артикуляционно-акустическая форма проявляется в виде смешения звонких и глухих («б» и «п») согласных, а также шипящих и свистящих («ж» и «з»). Кроме того, ребенок может пропускать мягкий знак или путать гласные звуки.

При оптической дисграфии человек ошибается в написании схожих букв, плохо ориентируется на странице, выходит за границы строк, может зеркалить текст.

Ошибки на уровне слова и предложения характерны для аграмматического типа. Ребенок или взрослый искажает порядок слов (вместо «шелкового» пишет «шелкогово»), неправильно согласует род и число, пропускает слова в предложении.

По степени выраженности нарушения

Выделяют 3 стадии дисграфии — легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой форме у человека могут наблюдаться единичные нестойкие ошибки в виде замены, пропуска или перестановки букв, недописывания элементов. Несмотря на это, текст в целом будет понятен.

Человек со средней степенью расстройства искажает структуру слов или предложений, с трудом отграничивает языковые единицы, пишет отдельные слова (особенно, предлоги) слитно с другими частями речи.

При тяжелой степени дисграфии текст человека становится малопонятным и трудночитаемым. Ребенок или взрослый переставляет слова в предложении, путает слоги, пропускает или добавляет лишние буквы, не видит границы предложений.

Факторы развития дисграфии

Нарушение может быть приобретенным или врожденным. 

Приобретенные факторы:

  •  черепно-мозговые травмы;
  •  инсульты;
  •  нейроинфекции;
  •  психологические травмы.

Врожденные факторы:

  •  осложнения во время беременности и родов;
  •  патологии ЦНС;
  •  расстройства аутистического спектра;
  •  синдром дефицита внимания и гиперактивности. 

Кроме того, дисграфия может появиться у человека, который изучает новый язык или пытается научиться писать другой рукой. Это чаще всего относится к левшам.

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации
1080 часов / 11 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
57 700 руб
49 600 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Диагностика дисграфии у детей и взрослых

Диагностика включает в себя такие этапы:

  1. Сбор информации. Специалисты (логопеды, дефектологи) изучают медицинскую историю подопечного, беседуют с семьей, анализируют заключения других экспертов и учителей.
  2. Психологическое тестирование. Оно помогает определить уровень развития речи, фонематического слуха и восприятия, познавательной активности, навыков и приемов самоконтроля.
  3. Нейропсихологическое обследование. Специалисты оценивают когнитивные функции ребенка — внимание, память, моторику — и выявляют специфические нарушения.
  4. Педагогическая диагностика. Специалисты анализируют письменные работы ребенка и проводят консультации с родителями, учителями.

Методы диагностики дисграфии:

  •  наблюдение;
  •  беседы, описание сюжета по картинке и серии картинок;
  •  диктанты и переписывание предложений, текстов;
  •  фонематический анализ и синтез;
  •  двигательные тесты;
  •  оценка внимания и памяти.

Коррекция дисграфии

  1. Логопедические упражнения. Учитель-логопед развивает у ребенка навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического), улучшает лексико-грамматический строй речи и помогает подопечному научиться писать более грамотно. 
  2. Физические упражнения для улучшения общей и мелкой моторики рук. В этом могут помочь различные приемы письма — например, с закрытыми глазами. Хорошие результаты показывает работа с песком или глиной.
  3. Использование специализированных интерактивных программ и приложений. Они будут полезны детям и взрослым. Это могут быть приложения для тренировки памяти, внимания или письма, визуальные игры, речевые тренинги с аудиоподсказками.
  4. Психологическая коррекция. Психолог поможет: 
  • развить неречевые психические функции (например, произвольное внимание и память);
  • усовершенствовать основные учебные навыки; 
  • воспитать положительную мотивацию к учебе и стремление к самоконтролю;
  • стабилизировать самооценку.
  1. Компенсаторные стратегии. Подойдут взрослым, которым важно добиться грамотной письменной речи в ближайшие сроки, например перед устройством на работу. Они могут использовать орфографические словари или компьютерные программы с функцией проверки правописания. 

Кто работает с дисграфией

Проблемы с письменной речью в основном корректируют логопеды. Специалисты:

  • составляют коррекционные индивидуально ориентированные программы в соответствии с возрастными и речевыми возможностями ребенка;
  • формируют навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму; 
  • помогают сделать почерк красивее;
  • улучшают внимание, восприятие и речь. 

Будущим учителям-логопедам подойдет программа профпереподготовки, на которой с нуля обучают работать с разными речевыми нарушениями. Она длится 5,5 месяцев.

На курсе вы освоите различные логопедические технологии, изучите особенности работы с детьми разных возрастов и многое другое.

Диплом о профпереподготовке позволит работать в организациях любого формата или вести частную практику.

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации»
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
27 300 руб
24 600 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

На программе повышения квалификации для действующих учителей-логопедов вы всего за месяц узнаете, как диагностировать и исправлять дисграфию и дизорфографию.

Нарушения письма у младших школьников (дисграфия и дизорфография): выявление и технологии устранения
108 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
8 500 руб
5 500 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 640+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 13000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 130+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.