00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация и в чем ее польза

Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация и в чем ее польза

Общение — это мощный инструмент, который помогает выражать себя и формировать социальные связи. 

Для людей с речевыми нарушениями альтернативные средства общения становятся спасательным кругом: позволяют более активно участвовать в жизни школы и семьи, строить карьеру и справляться с трудностями каждый день. А еще — помогают обрести уверенность в себе и стать более независимыми. 

Рассказываем, что такое альтернативная и дополнительная коммуникация и почему она так важна для людей с ограниченными вербальными способностями. 

Содержание статьи:

Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация и в чем ее польза

Определение альтернативной коммуникации

Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация (сокращенно — AДК) — набор инструментов и техник, которые помогают человеку, испытывающему трудности с устным общением, разговаривать с другими людьми. 

Средства АДК полезны людям в разных ситуациях — например, когда ребенок еще не начал говорить, взрослый потерял способность выражать свои мысли с помощью речи или ему сложно использовать именно вербальный способ общения.

Если человек обращается к средствам альтернативной и дополнительной коммуникации, это еще не значит, что он не может говорить. 

Основная причина, по которой люди прибегают к АДК, — неспособность их речи удовлетворять все повседневные потребности в общении. 

Поэтому часть людей с речевыми нарушениями полагаются на разговорный язык и при этом используют средства АДК, чтобы дополнить свою речь. Это особенно полезно, когда дело доходит до построения более длинных и сложных (фонетически или лингвистически) высказываний.

Средства альтернативной коммуникации

  • Без вспомогательных инструментов. Сюда входят такие коммуникативные методы, как выражение лица, жестикуляция, язык тела. Можно использовать язык жестов в общении с невербальным ребенком и сперва научить его простым знакам для обозначения базовых понятий — «есть», «пить», «еще», «холодно». Это может стать мостиком к речевому общению или быть альтернативным средством выражения мыслей.
  • Письменная речь. Ручка и бумага — испытанная альтернатива устной речи. Человек может носить с собой блокнот для заметок, иметь заранее составленный список слов и указывать на них или пользоваться белой доской с маркерами. Обычно этот способ используют, когда нарушения речи кратковременны — например, в период восстановления после операции.
  • Доска для общения. Для детей с нарушениями речи, которые еще не умеют читать или писать, выходом может стать доска для коммуникации с визуальными символами и изображениями. Символы могут быть графическими, (фотографии или рисунки) и буквенными, часто на доске создают разные категории: продукты, эмоции, игрушки, а ребенок нажимает или показывает на картинки, когда хочет что-то сказать.

Альтернативная коммуникация. Применение в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ
144 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
14 900 руб
9 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

  • PECS (коммуникация путем обмена изображениями). PECS обычно используют для обучения детей с аутизмом и другими специальными образовательными потребностями. Это коллекция карточек с объектами, действиями и просьбами. 

Суть системы заключается в том, что ребенок выбирает нужную карточку и обменивает ее у собеседника на то, что он хочет. Это развивает у ребенка инициативность в общении и независимость — ведь ему не надо ждать, пока взрослый догадается, чего он хочет. Наконец, система PECS помогает запустить речь.

  • Системы речевого вывода. Портативные или электронные устройства для генерации речи разными способами: к примеру, такие приборы могут преобразовывать текст в аудиосообщения или следить за взглядом человека на экране и переводить это в речь. Кроме того, есть устройства, где ребенок сам нажимает переключатель или кнопку, вызывая звуковой сигнал с голосовыми фразами, например: «Я хочу пить».

Кому подходит АДК

В группе тех, кто использует средства альтернативной и дополнительной коммуникации, входят люди с:

  • аутизмом; 
  • ментальными особенностями;
  • детским церебральным параличом; 
  • мышечной дистрофией;
  • инвалидностью, вызванной инсультом или другим неврологическим заболеванием;
  • логопедическими нарушениями.

Как АДК облегчает жизнь невербальному человеку

В учебном заведении средства альтернативной и дополнительной коммуникации помогают ребенку активнее участвовать в школьной жизни — общаться с одноклассниками, заводить друзей, демонстрировать знания учителям. 

Взрослым с нарушениями речи АДК позволяет достигать большей независимости в повседневной жизни — строить карьеру, пользоваться телефоном, ходить в банки и магазины, активнее участвовать в жизни семьи. 

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации
1340 часов / 7.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
62 600 руб
48 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Где можно больше узнать о средствах альтернативной и дополнительной коммуникации

Освоить средства АДК, а также получить много других полезных знаний о работе с людьми с нарушениями развития вы можете в нашей Академии на программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование по профилю “Учитель-дефектолог» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации (1340ч)»

Обучение полностью дистанционное, поэтому вы можете заниматься везде, где вам удобно. Эксперты курса — действующие практики, кандидаты психологических, педагогических и медицинских наук — будут постоянно направлять и поддерживать вас: проводить вебинары и консультации, давать практические задания в разных форматах. 

После успешного прохождения итогового тестирования выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке, позволяющий вести частную практику и работать в образовательных и медицинских организациях, центрах развития речи, реабилитационных санаториях. 

Подробная программа обучения, отзывы выпускников и информация о преподавателях доступны по ссылке —

Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Учитель-дефектолог» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации
1340 часов / 8 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
58 600 руб
52 800 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 680+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.