Общение — это мощный инструмент, который помогает выражать себя и формировать социальные связи.
Для людей с речевыми нарушениями альтернативные средства общения становятся спасательным кругом: позволяют более активно участвовать в жизни школы и семьи, строить карьеру и справляться с трудностями каждый день. А еще — помогают обрести уверенность в себе и стать более независимыми.
Рассказываем, что такое альтернативная и дополнительная коммуникация и почему она так важна для людей с ограниченными вербальными способностями.
Содержание статьи:
- Определение альтернативной коммуникации
- Средства альтернативной коммуникации
- Кому подходит АДК
- Как АДК облегчает жизнь невербальному человеку
- Где можно больше узнать о средствах альтернативной и дополнительной коммуникации
Определение альтернативной коммуникации
Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация (сокращенно — AДК) — набор инструментов и техник, которые помогают человеку, испытывающему трудности с устным общением, разговаривать с другими людьми.
Средства АДК полезны людям в разных ситуациях — например, когда ребенок еще не начал говорить, взрослый потерял способность выражать свои мысли с помощью речи или ему сложно использовать именно вербальный способ общения.
Если человек обращается к средствам альтернативной и дополнительной коммуникации, это еще не значит, что он не может говорить.
Основная причина, по которой люди прибегают к АДК, — неспособность их речи удовлетворять все повседневные потребности в общении.
Поэтому часть людей с речевыми нарушениями полагаются на разговорный язык и при этом используют средства АДК, чтобы дополнить свою речь. Это особенно полезно, когда дело доходит до построения более длинных и сложных (фонетически или лингвистически) высказываний.
Средства альтернативной коммуникации
- Без вспомогательных инструментов. Сюда входят такие коммуникативные методы, как выражение лица, жестикуляция, язык тела. Можно использовать язык жестов в общении с невербальным ребенком и сперва научить его простым знакам для обозначения базовых понятий — «есть», «пить», «еще», «холодно». Это может стать мостиком к речевому общению или быть альтернативным средством выражения мыслей.
- Письменная речь. Ручка и бумага — испытанная альтернатива устной речи. Человек может носить с собой блокнот для заметок, иметь заранее составленный список слов и указывать на них или пользоваться белой доской с маркерами. Обычно этот способ используют, когда нарушения речи кратковременны — например, в период восстановления после операции.
- Доска для общения. Для детей с нарушениями речи, которые еще не умеют читать или писать, выходом может стать доска для коммуникации с визуальными символами и изображениями. Символы могут быть графическими, (фотографии или рисунки) и буквенными, часто на доске создают разные категории: продукты, эмоции, игрушки, а ребенок нажимает или показывает на картинки, когда хочет что-то сказать.
- PECS (коммуникация путем обмена изображениями). PECS обычно используют для обучения детей с аутизмом и другими специальными образовательными потребностями. Это коллекция карточек с объектами, действиями и просьбами.
Суть системы заключается в том, что ребенок выбирает нужную карточку и обменивает ее у собеседника на то, что он хочет. Это развивает у ребенка инициативность в общении и независимость — ведь ему не надо ждать, пока взрослый догадается, чего он хочет. Наконец, система PECS помогает запустить речь.
- Системы речевого вывода. Портативные или электронные устройства для генерации речи разными способами: к примеру, такие приборы могут преобразовывать текст в аудиосообщения или следить за взглядом человека на экране и переводить это в речь. Кроме того, есть устройства, где ребенок сам нажимает переключатель или кнопку, вызывая звуковой сигнал с голосовыми фразами, например: «Я хочу пить».
Кому подходит АДК
В группе тех, кто использует средства альтернативной и дополнительной коммуникации, входят люди с:
- аутизмом;
- ментальными особенностями;
- детским церебральным параличом;
- мышечной дистрофией;
- инвалидностью, вызванной инсультом или другим неврологическим заболеванием;
- логопедическими нарушениями.
Как АДК облегчает жизнь невербальному человеку
В учебном заведении средства альтернативной и дополнительной коммуникации помогают ребенку активнее участвовать в школьной жизни — общаться с одноклассниками, заводить друзей, демонстрировать знания учителям.
Взрослым с нарушениями речи АДК позволяет достигать большей независимости в повседневной жизни — строить карьеру, пользоваться телефоном, ходить в банки и магазины, активнее участвовать в жизни семьи.
Где можно больше узнать о средствах альтернативной и дополнительной коммуникации
Освоить средства АДК, а также получить много других полезных знаний о работе с людьми с нарушениями развития вы можете в нашей Академии на программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование по профилю “Учитель-дефектолог» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации (1340ч)».
Обучение полностью дистанционное, поэтому вы можете заниматься везде, где вам удобно. Эксперты курса — действующие практики, кандидаты психологических, педагогических и медицинских наук — будут постоянно направлять и поддерживать вас: проводить вебинары и консультации, давать практические задания в разных форматах.
После успешного прохождения итогового тестирования выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке, позволяющий вести частную практику и работать в образовательных и медицинских организациях, центрах развития речи, реабилитационных санаториях.