Большинство мам и пап рано или поздно сталкиваются со сложностями, касающимися детей. К психологам обращаются родители дошкольников, школьников и подростков. В статье мы рассказали о самых частых темах психологического консультирования родителей и о том, как психолог может помочь решить детско-родительские запросы.
Содержание статьи:
- Психологическое консультирование родителей дошкольников
- Особенности консультирования родителей школьников
- Психологическое консультирование родителей подростков
Психологическое консультирование родителей дошкольников
В возрасте 3–7 лет с ребенком происходят значимые перемены. Дошкольники стремительно развиваются сразу в нескольких направлениях: они меняются физически, у детей активно формируются познавательные процессы, обогащаются и меняются модели их поведения в обществе. Такие резкие перемены в сочетании с личностной незрелостью детей часто становятся причинами психологических проблем.
Самые распространенные запросы психологического консультирования родителей по проблемам детей дошкольного возраста:
- Ребенок отстает от сверстников в интеллектуальном, психоэмоциональном, речевом развитии.
- Родителей беспокоят особенности характера сына или дочери. Обычно это тревожность, чрезмерная застенчивость или агрессивность, частые капризы.
- У ребенка возникли трудности в общении: нет приятелей по играм, возникают конфликты со сверстниками.
- Сложная адаптация в детском саду. Ребенок не хочет расставаться с мамой, капризничает из-за необходимости оставаться в саду, не придерживается распорядка дня.
- Кризисы 3 и 7 лет, которые могут быть выражены в непослушании, болезненном отношении к неудачам, сравнении себя с другими не в свою пользу.
- Нарушение контакта между ребенком и значимым взрослым. Близкие могут часто конфликтовать, не находить общий язык.
Рассмотрим в таблице основные составляющие работы психолога с родителями дошкольников.
Составляющая работы | Действия психолога |
Образовательная | Специалист рассказывает родителю, как устроена психика ребенка, что могло спровоцировать проблемы. |
Терапевтическая | Работает с эмоциями родителя, помогает проработать возможные страхи и разочарования. |
Диагностическая | Определяет готовность родителя к работе с психологом, проясняет запрос, выявляет особенности детско-родительских отношений и индивидуальные особенности ребенка, родителей, семьи. Выясняет насколько удовлетворены потребности ребенка в семье. |
Организационная | Помогает клиентам сформулировать конкретный запрос и обсуждает с ними детали: предполагаемая длительность терапии, желаемые и ожидаемые изменения, цели и методы работы. |
Особенности консультирования родителей школьников
Учеба в школе может быть сопряжена со множеством проблем в освоении программы, общении с учителями и ровесниками, внеклассной деятельности, например, у ребенка нет к ней интереса.
Распространенные запросы по психологическому консультированию родителей младших школьников и школьников среднего звена:
- Плохие оценки, нежелание выполнять классные и домашние задания, трудности с освоением программы. Отдельно в этом пункте можно выделить проблемы в обучении, связанные с адаптацией при поступлении в первый класс.
- Проблемы в отношениях с окружающими. Это могут быть как мелкие стычки со сверстниками, так и более серьезные проблемы — полное отсутствие общения с другими детьми, предвзятое отношение педагогов (кажущееся или реальное).
- Развитие социальных страхов. Ребенок начинает бояться, что не справится с ролью ученика, ожиданиями родителей и педагогов, не сможет соответствовать принятым нормам поведения (опоздает, будет неловок на глазах у других).
Рассмотрим в таблице основные составляющие работы психолога с родителями школьников.
Составляющая работы | Действия психолога |
Диагностическая | Специалист выясняет причины, по которым у ребенка случаются конфликты со сверстниками, и предлагает план работы. |
Просветительская | Проводит психологическое консультирование детей и родителей по обучению способам коммуникации, профилактике травмирующих методов воспитания. |
Терапевтическая | Помогает в развитии когнитивных навыков ребенка. Ведет работу над развитием важных для успешной учебы качеств: волевых, коммуникативных, деловых. Развивать эти качества можно в форме игровой или увлекательной трудовой (не учебной) деятельности. В дальнейшем ребенок сможет применять развитые качества в процессе обучения. |
Психологическое консультирование родителей подростков
Родители подростков обращаются за психологической помощью чаще, чем родители детей более младшего возраста. Иногда подростки соглашаются ходить на консультации вместе с родителями, но часто взрослеющие дети отказываются от посещения психолога. В любом случае психолог может помочь родителям решить типичные для подростков проблемы.
Диапазон возможных проблем в подростковом возрасте расширяется, чаще всего родители обращаются к психологу по следующим запросам:
- Проблемы с учебой. Могут быть выражены как в нежелании учиться, так и в чрезмерной погруженности в учебу, когда недостаточно хорошие оценки становятся для подростка трагедией.
- Высокая тревожность, низкая самооценка или другие личностные проблемы у ребенка.
- Сложности во внешнем общении — со сверстниками, учителями.
- Проблемы в общении с родителями.
Рассмотрим основные составляющие работы психолога с подростками и их родителями.
Составляющая работы | Действия психолога |
Диагностическая | Специалист исследует проблему и ситуацию, с которой обратились родители. Проводит диагностику семьи, родителей, подростка. Помогает подростку и родителям в осознании проблемы и ее причин. |
Просветительская | Психолог действует в зависимости от запроса, но в целом его работа включает: помощь подростку в лучшем понимании его внутреннего мира, развитие навыков конструктивного общения в семье. |
Терапевтическая | Зависит от запроса. Часто психолог обучает подростка и его родителей умению конструктивно выражать свои эмоции. В качестве метода психологического консультирования родителей в этом случае можно использовать техники арт-терапии (рисование, драматерапия, игровая терапия), техники когнитивно-поведенческой терапии (ведение дневника). |
Основная цель психолога, консультирующего родителей и детей, — способствовать формированию таких стратегий поведения, которые помогут ребенку и его родителям действовать конструктивно внутри семьи и во внешнем мире.