Басина Ирина Михайловна о неочевидных преимуществах дистанционного образования

29.02.2016

Практический психолог, преподаватель психологии,  член Профессиональной психотерапевтической лиги России рассказывает о неочевидных преимуществах дистанционного образования, мотивации слушателей программ профпереподготовки и будущем электронного обучения.

  1. Ирина Михайловна, какие курсы Вы преподаёте в Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистовсоциальной сферы?
  1. Каждый из преподаваемых Вами курсов по-своему сложен и многогранен. Как Вы справляетесь с объяснением сложных тем слушателям? Высокие технологии помогают или усложняют процесс?

Наверное, это кажется удивительным, но никаких сложностей с объяснением тем не возникает. Мы, опираясь на новейшие технологии дистанционного обучения, стараемся создавать программы, максимально понятные и полезные нашим слушателям. Это микс из  теоретической основы и практических, необходимых современным профессионалам знаний. Среди наших слушателей случайные люди попадаются очень редко. Чаще всего мы учим либо педагогов-практиков, которые хотят повысить свою квалификацию, овладеть новыми технологиями работы, либо высокомотивированных специалистов, которые стремятся стать педагогами, чтобы работать с детьми, следуя призванию. И те, и другие хотят получать знания: внимательно изучают материал, выполняют практические задания, вдумчиво подходят к тестированию. А, если материал не вполне понятен, то вопросы задают конкретные. На такие легко отвечать.

Что касается высоких технологий, то они, конечно, очень помогают. Даже то, что людям нет необходимости преодолевать сотни километров, чтобы получить актуальные знания, уже дорогого стоит! Наша система обучения построена так, что слушатель может выбирать удобное время для учёбы, работать в своем индивидуальном ритме. И это тоже большой плюс. Отдельное внимание хочется уделить вебинарам – люди из разных уголков страны не только видят и слышат педагога, но и получают ответы на интересующие вопросы в онлайн-режиме. Также именно на вебинарах зарождаются живые темы для дискуссий, которые продолжаются в режиме форумов.

  1. Также Вы занимаетесь подготовкой и проведением авторских обучающих и клиентских тренингов. Какой из них Вы считаете наиболее полезным и актуальным, почему? Есть ли в Академии курс, раскрывающий аналогичный круг вопросов?

Да, я практикующий психолог. И тренинги – неотъемлемая часть моей деятельности. Наиболее интересными для меня сейчас являются тренинги для педагогов и родителей, направленные на взаимодействие с детьми. Несмотря на высокий уровень технологий и ориентацию на ребенка, часто воспитание строится на основе традиционных в нашей культуре методах «кнута и пряника» - поощрения и наказания. О том, что можно воспитывать детей без наказания, многие даже и не подозревают! А это возможно! Именно тому, как воспитывать детей с удовольствием, посвящены тренинги данного цикла.

Актуальными являются также тренинги, направленные на работу с «особыми» детьми – агрессивными, гиперактивными, тревожными. В Академии я провела цикл вебинаров, посвящённых этой тематике. В ближайшем будущем планирую разработать соответствующие курсы повышения квалификации для педагогов и родителей. Уверена, что мы найдем возможность поработать и в тренинговом режиме, ведь это очень эффективный способ приобрести новые умения для наших слушателей.

  1. Всем известно, что дистанционное обучение – это удобно, информативно и даже модно. А какие неочевидные достоинства дистанционного формата Вы можете отметить как человек, работающий с системой изнутри?

Сложный вопрос. Мне кажется, все преимущества очевидны. Попробую найти что-то еще. Например, система тестового контроля исключает субъективный фактор в оценивании знаний слушателей. Прозрачность общения слушателя с преподавателями и другими слушателями на форумах – вся система обучения выстроена чётко и понятно.

  1. В списке Ваших профессиональных достижений значится работа над кандидатской диссертацией по теме «Мотивация учебной деятельности студентов разных вузов». В связи с этим вопрос: в чём принципиальное отличие мотивации человека, который получает первое и второе профессиональное образование (переподготовка)?

Слушатели, получающие первое образование, не всегда нацелены именно на получение профессии. Среди их мотивов часто встречаются внешние: желание оправдать ожидания других, необходимость получить диплом о высшем образовании (неважно какой, только бы диплом), желание получить престижную профессию независимо от того, интересна ли она. Слушатели программ профессиональной переподготовки чаще демонстрируют внутренние мотивы. Они нацелены на получение максимума профессиональных знаний и умений, так как часто уже работают по специальности.

  1. Без какого личного качества студент не сможет обучаться дистанционно?

Наиболее важное качество для студента дистанционного обучения – это самоконтроль. Слушатель сам выбирает темп и график обучения в рамках, заданных системой. Самоконтроль в этих условиях просто необходим.

  1. Наверняка в Вашей практике научного руководителя было множество курсовых и выпускных квалификационных работ. Какая из них больше всего Вам запомнилась и почему?

В моей практике было очень много интересных совместных со студентами исследований. Из последних хотелось бы отметить работу Марии Александровны Ульяновой, слушательницы программы «Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС» нашей Академии. Исследование было посвящено разработке технологий приобщения детей дошкольного возраста к чтению. В наш век мультфильмов и компьютерных игр родители, сами того не замечая, передают ряд своих воспитательных функций телевизору и компьютеру. А совместное чтение, которое формирует неповторимую атмосферу доверия между ребенком и родителями, уходит на второй план. Мария Александровна нашла способы показать родителям, насколько важно чтение для них и для их детей. Мы увидели повышение интереса к совместному чтению. Результаты были впечатляющими!

  1. Какие компетенции преподавателя, работающего в системе дистанционного обучения, Вы полагаете неотъемлемой частью профессионального успеха?

По моему мнению, преподаватель дистанционного обучения должен быть профессионалом высокого уровня. И не просто человеком, хорошо знающим теорию, а практикующим специалистом. Ведь наших слушателей, в первую очередь,  интересуют тонкости практической деятельности и возможности применения полученных знаний в работе.

Также очень важным является умение установить контакт с удалённым слушателем, которого ты не видишь и не слышишь, и который не видит и не слышит тебя. Важно стать для человека не просто «кем-то с фотографии», а живым человеком, готовым помочь разобраться в тонкостях дистанционного обучения, поделиться знаниями и опытом, учесть потребности и особенности. Ведь контакт со слушателем – одно из условий успешного дистанционного обучения.

  1. Назовите три профессиональных качества идеального современного воспитателя.
  • Профессионализм: знание психологических особенностей детей, понимание своих целей и задач, умение достичь желаемого результата.
  • Уважение, понимание ценности каждого ребенка.
  • Коммуникабельность.
  1. Каким Вы видите дистанционное обучение через 10 лет, 20 лет?

Уверена, что дистанционное обучение будет развиваться и процветать. Языковых барьеров не будет – мы сможем учиться и учить людей из разных стран. Слушатели будут иметь больше возможностей для общения с преподавателями и друг с другом. Может быть, дистанционное обучение станет непрерывным, в режиме постоянного самосовершенствования и обмена профессиональными технологиями!

Другие новости и статьи >>

Контакты
г. Волгоград, ул. Канунникова, 6
8 (8442) 78-03-87, 8 (800) 555-16-07

© 2014-2016 Автономная некоммерческая  организация дополнительного профессионального образования

«Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы»

Карта сайта