Работа логопеда с детьми до трёх лет: особенности раннего вмешательства

14.11.2016

Превентивная логопедияВ ноябре в Академии состоялся запуск новой программы профпереподготовки по превентивной логопедии. Преподаватель курса О. А. Минеева, к.п.н., профессор РАЕ, рассказывает об актуальности и особенностях ранней логопедической помощи детям с отклонениями в развитии.

Оксана Александровна, каковы предпосылки разработки курса обучения превентивной логопедии?

В настоящее время наблюдается тенденция роста количества детей с различными нарушениями в развитии. Общеизвестно, что лучше выявить и предупредить отклонение на ранних этапах развития ребёнка, предупредив тем самым возникновение вторичных нарушений, чем потом устранять целый комплекс устоявшихся недостатков. Поэтому программы раннего вмешательства сейчас приобретают особую актуальность. Основная их цель – как можно раньше выявить проблемы в развитии ребенка, создать условия для удовлетворения особых потребностей его развития, чтобы в дальнейшем он мог посещать учреждение дошкольного образования наравне со сверстниками.

Основные задачи раннего вмешательства заключаются в проведении соответствующей диагностики и установлении возможных причин появления отставания, прогнозирования индивидуальных маршрутов. Здесь востребованы соответствующие компетенции логопеда, дефектолога, психолога, коррекционного педагога.

Какие компетенции важны для специалиста в данной области?

Для успешной реализации программы раннего вмешательства логопеду необходимо:

  • Иметь представление о доречевом развитии детей в условиях онтогенеза и дизонтогенеза, причинах патологии детской речи;
  • Уметь проводить скрининговое логопедическое обследование и дифференциальную диагностику речевых нарушений у детей раннего возраста;
  • Владеть навыками применения приёмов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста.

Насколько актуальны вопросы превентивной логопедии?

Логопедии раннего возраста сегодня уделяется достаточно много внимания: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. 

В последние годы происходит активное развитие программ раннего вмешательства на территории Российской Федерации. Это выражается в реализации:

  • Мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений;
  • Мероприятий, ориентированных на поддержку родителей, включающую выявление проблем онтогенеза детей и оценку особенностей их развития.

Что включают в себя процессы раннего вмешательства?

  • Выявление проблем в развитии ребенка;
  • Проведение междисциплинарной оценки;
  • Реализацию программ терапии и поддержки;
  • Оформление ребёнка в дошкольное (или иное) учреждение.

В каких случаях можно предполагать нарушение речевого развития?

Группой риска являются дети с отставанием в одной или нескольких областях развития или дефектами, которые с высокой вероятностью приводят к задержкам развития, например:

  • Генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Вильямса и др.);
  • Двигательные нарушения при различных неврологических заболеваниях (ДЦП, нейромышечные заболевания), состояния после травм и оперативных вмешательств;
  • Множественные нарушения;
  • Нарушения аутистического спектра;
  • Сенсорные дефекты (нарушения слуха, зрения);
  • Дети биологического риска (экстремально низкая масса тела при рождении, недоношенность и т.д.)

Как организовать логопедическую помощь младенцам и детям раннего возраста?

Ребёнок, как и любой человек, нуждается в том, чтобы иметь возможность выражать свои потребности, чувства и желания, быть услышанным и понятым. Ранние речевые и языковые навыки приобретаются и используются в первую очередь для коммуникации в социальном взаимодействии. Если освоение навыков затруднено, ребёнку необходима помощь специалиста.

Обучение по программе профессиональной переподготовки «Превентивная логопедия. Организация и содержание логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста» даёт право на ведение деятельности в сфере логопедии раннего возраста, проектирования и реализации превентивного коррекционно-развивающего воздействия. Завершив обучение, Слушатели освоят логопедические технологии раннего вмешательства и смогут организовать коррекционно-развивающую работу с детьми младенческого и раннего возраста с различными видами дизонтогенеза.

Другие новости и статьи >>

Контакты
г. Волгоград, ул. Канунникова, 6
8 (8442) 78-03-87, 8 (800) 555-16-07

© 2014-2016 Автономная некоммерческая  организация дополнительного профессионального образования

«Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы»

Карта сайта