О. И. Пантюшина: «Я всегда открыта для тех, кому действительно важны знания!»

29.06.2016

Медработник, психолог, преподаватель о том, как успевать много и продуктивно работать, консультировать, преподавать, развиваться, танцевать, творить и оставаться счастливой каждый день.

Пантюшина Ольга Игоревна, заведующая кафедрой практической и клинической психологии, социальной работы, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Практикующий психолог, руководитель центра психологической помощи «Инсайт», член российской профессиональной психотерапевтической лиги.

Преподаваемые курсы ВГАПС:

Ольга Игоревна, Вы начинали свой путь как медицинский работник?

В юности я очень хотела стать врачом, но, в силу сложившихся обстоятельств, получила профессию фельдшера. Нас учили так, чтобы мы могли работать самостоятельно в сельской местности и заложили сильные знания.

Почему решили переквалифицироваться в психолога?

Я 10 лет проработала в роддоме, прошла все ступени профессионального роста среднего медперсонала: детская сестра, акушерка, операционная сестра. Далее – административные должности, в профессиональном плане мне стало тесно и скучно. Плюс ко всему я видела, как не хватает психологических знаний и помощи именно этой категории женщин (беременные, рожающие, после родов и т.д.). Поэтому приняла решение получать высшее образование в области психологии.

Тема Вашей кандидатской диссертации очень интересна: «Социально-психологическое влияние имиджа вуза на развитие учебно-познавательной мотивации студентов». Учиться дистанционно сегодня престижно?

Статус учебного заведения действительно влияет на желание учиться. Но всё-таки внешний статус занимает не первое место. Важнее мотивы слушателя. В образовании сейчас тоже рыночные отношения, поэтому важно не где, а кто учит студента. Кризис, наверное, именно сейчас расставляет приоритеты, ценятся профессионалы.

Можете сравнить традиционное и дистанционное обучение?

У меня большой опыт преподавания и в том, и в другом формате. Основной же плюс очного обучения – живое общение с педагогом. Поэтому я в дистанционном преподавании стараюсь компенсировать недостаток живого общения вебинарами и вниманием к каждому слушателю.

Дистанционные курсы, вебинары и тренинги по психологии аналогичны очным по качеству и эффективности?

И там, и там есть плюсы и минусы. Как я уже говорила выше, в любом обучении важен мотив. Психология – вещь тонкая, мы работаем с душой человека. И ряд процессов в практической психологии связан с невербальными составляющими общения, чувствами, ощущениями, которых дистанционная форма дать не может. Однако и в очной форме обучения невербальные стороны могут не играть никакой роли, если они не важны участнику. Именно поэтому наши дистанционные курсы мы строим так, что там нет «воды». Только конкретика, необходимая для знаний и работы. Дальше дело опыта, если будет пробовать, то со временем это станет профессиональным навыком. А если нет, то вне зависимости от того, в какой форме получены знания, они всё равно пропадут в безднах нашего бессознательного.

А есть особенности психологического восприятия дистанционного обучения?

Тут существует два мнения:

  • Одно – это далеко, для «галочки» и не «настоящее». Это не мой стиль.
  • Другое – это возможность получить профессиональные знания, которые при использовании могут перерасти в умения и навыки, без отрыва от семьи, работы, дома. Такое мнение – про нас!

А чтобы обучение воспринималось как «живое» и «настоящее»,  я всегда стараюсь дать каждому слушателю капельку живого общения в ответах на вопросы, сообщения, во время вебинаров, в комментариях на отзывы и т.д., чтобы у человека не было ощущения, что он один на один с компьютером и без живого сопровождения. Часть моей личной территории всегда открыта для тех, кому действительно нужны знания, у меня есть потребность ими делиться!

Как Вы видите ближайшие перспективы дистанционного обучения в России?

На мой взгляд, они огромные. Современные коммуникационные технологии пока в стадии развития, хоть это развитие и очень интенсивно. Думаю, лет через 10, когда сегодняшняя молодёжь будет растить своих детей, онлайн-обучение станет повсеместно распространённым, ведь у него масса преимуществ!

Как повысить статус дистанционного обучения, дистанционных образовательных учреждений?

Я думаю, на это надо время. Применительно к ситуации «здесь и сейчас», нужно больше «живой» информации. Наших интервью, анонсов вебинаров, возможности участия в вебинарах не только слушателей. Обязательно – качественный контент, который отвечает всем требованиям профессии в современных условиях.

Студенту-дистанту не страшны трудности его коллеги-очника?

Я как слушатель сама сталкиваюсь при выборе курсов повышения квалификации с такими трудностями как отъезд в другой город или цена курса. При этом из опыта знаю, что цена – не всегда показатель качества. В дистанционной форме всё проще. Человеку не надо уезжать, не требуется дополнительных трат. Здесь только технические возможности могут стать тормозом на пути. С развитием интернета они будут решаться намного проще, а дистанционное обучение станет ещё доступнее.

Вы практикующий психолог, успешно совмещающий научную деятельность, преподавание, консультирование, терапию, тренинги и руководство центром практической психологии. Как Вы видите своё профессиональное развитие, чему ещё хотите научиться?

Так как давно уже работаю, то хочу ещё более глубоко специализироваться на гештальт-терапии. В перспективе стать сертифицированным психотерапевтом в данном направлении психотерапии. Это цель не на один год. И уже записалась в следующем году на курсы по эриксоновскому гипнозу. Эти цели уже начали реализовываться.

Какой отзыв от Вашего студента запомнился больше всего?

Их много. Приятно их получать. Самый сильный отклик в душе за последний год работы, получил, пожалуй, отзыв на курс по метафорическим картам, это был дебют мой и Андроповой Л. О. Именно после этого курса мы окончательно поняли, что обучение психологии дистанционно – эффективно!

Любимые отзывы:

«Психологи, целители души,

Ведь впору вам стоять на пьедестале.

От вас не спрятать суть, как ни греши,

Читаете вы в людях, как в журнале.

 

Читаете вы вдоль и поперек!

Мы открываем вам свои страницы...

Никто нам душу отогреть не смог,

А вы нам дали шанс «переродиться»...

«Огромнейшее спасибо Вам, Людмила Олеговна, и Вам, Ольга Игоревна!!! За возможность научиться работать с МАК! Но не только за это. Спасибо за профессионализм, доброжелательность, отзывчивость! За возможность познакомиться и поработать со многими замечательными людьми из разных регионов, за навыки консультирования по «Скайпу»!»

Что помогает Вам сделать обучение по таким сложным для освоения программам как нейропсихология, клиническая психология, интересным и результативным?

При создании дисциплины, учебного плана, вебинара я всегда ставлю себя в роль слушателя, вспоминаю собственный опыт обучения и задаю вопрос: что бы мне было интересно, как это рассказать, чтобы было понятно и т.д. И стараюсь сделать выдержку самого конкретного из разных источников. Конечно, помогает большой опыт работы на очном отделении, живого общения и преподавания. Плюс ко всему очень часто я эти знания доношу обычным людям в консультативном приёме, чтобы они понимали что-то про себя, своих близких.

Как рождается тот или иной курс Волгоградской академии переподготовки специалистов социальной сферы?

У нас команда больших профессионалов: опытных, талантливых, увлечённых. Что важно – мы все практики, имеем большой педагогический опыт. Т.е. не только читаем учебники и рассказываем лекции, но и работаем с конкретными запросами, помогаем семьям, детям, разным людям. Я знаю не из учебников, что такое психологическая помощь и как её оказывать, и мои коллеги также обладают огромным практическим опытом в своих вопросах. Данный опыт ложится в основу командной работы по созданию того или иного курса, мы стараемся собрать самую ценную информацию и поделиться ею с нашими слушателями.

Вы – очень разносторонняя личность, как Вам удаётся совмещать насыщенную профессиональную жизнь, занятия танцами и выступления, рукоделие, путешествия?

Дистанционное обучение действительно дарит нам не только возможности, но и время. Я сама планирую свой график работы и строю день так, чтобы хватало на всё. Несколько лет назад я прошла большой тренинг у одного из ведущих тренеров страны, который назывался «Теория достигаторства». И главное, что я вынесла из него, - понимание того, что самое ценное в жизни – это удовольствие! Удовольствие не имеет времени и цены. Поэтому надо жить, получая удовольствие от всяких мелочей, на которые мы зачастую не обращаем внимание. И тогда всё получается!

Плюс ко всему гештальт-терапия научила меня жить в состоянии «здесь и сейчас». Т.е. не придумывать проблемы в будущем, не оглядываться на прошлое, застревая в ошибках и неудачах. Это даёт ресурс. Я могу назвать себя счастливым человеком, который имеет любимую семью, занимается своей профессией и получает большое удовольствие от этого, а это в свою очередь дает силы для занятий танцами и выступления на чемпионатах, рукоделия и путешествий. А также правильное планирование и распоряжение своим временем. Оно бесценно, об этом надо помнить.

Ольга Игоревна, большое спасибо за интересную беседу!

Другие новости и статьи >>

Контакты
г. Волгоград, ул. Канунникова, 6
8 (8442) 78-03-87, 8 (800) 555-16-07

© 2014-2016 Автономная некоммерческая  организация дополнительного профессионального образования

«Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы»

Карта сайта